Механический монтаж
Сверление и пробивка отверстий. При сверлении отверстий в шасси в зависимости, от материала рекомендуется пользоваться сверлами с разными углами заточки. Острый угол заточки сверла удобен для просверливания отверстий в дереве, а тупой — для работы с металлом.
Если нет дрели, небольшие отверстия в алюминиевых и стальных панелях шасси можно пробивать с помощью бородка. Бородок можно сделать из сломанного сверла соответствующего диаметраг .
На наковальню или на массивную металлическую болванку кладут гайку, а на нее накладывают металлический лист, в котором необходимо пробить отверстие. Бородок устанавливают точно в середине над отверстием гайки и сильным ударом молотка пробивают отверстие. Диаметр отверстия в гайке должен быть больше диаметра бородка на толщину листа, в котором пробивают отверстие.
Этим способом в алюминии толщиной до 3 мм можно пробивать отверстия диаметром от 2 до 6 мм, в меди — до 2, в стали — до 0,5 мм.
При ремонте и монтаже аппаратуры часто приходится сверлить и дополнительные отверстия рядом с уже установленными деталями. Для того чтобы не повредить эти детали, на сверло следует надевать хлорвиниловую трубку. Длина трубки должна быть такой, чтобы конец сверла выходил из нее только на толщину шасси. Этим достигается одновременно предупреждение проскакивания сверла под шасси после окончания сверления.
При сверлении отверстий в тетинаксе, который обычно используется как основа платы «печатного» монтажа, материал с обратной стороны часто скалывается. Для того чтобы этого не случилось, вначале следует просверлить отверстие сверлом малого диаметра (диаметр его должен быть примерно в 2 раза меньше требуемого). Затем сверлом, заточенным под углом 90°, диаметр которого на 0,6 — 1 мм больше требуемого, следует произвести с обеих сторон зенковку отверстия, просверленного сверлом малого диаметра, и в заключение рассверлить отверстие сверлом нужного диаметра.
Этот способ сверления отверстий полностью устраняет опасность сколов и трещин в гетинаксе и дает возможность получать отверстия, не требующие никакой дополнительной обработки.
Нередко приходится сталкиваться с определенными трудностями при сверлении отверстий малого диаметра, так как тонкие сверла плохо фиксируются в патроне дрели и нарушается центровка сверла. В таких случаях на хвостовик сверла рекомендуется намотать плотно, виток к витку, слой медного провода диаметром 0,4 — 0,6 мм, и после этого вставить сверло в патрон и зажать. Сверло будет плотно сидеть в патроне.
Рассверливание шайб и втулок. При рассверливании шайб и втулок их обычно зажимают в тисках, что нередко приводит к деформации детали. Мелкие шайбы и. втулки удобнее рассверливать, вставив их в патрон дрели, а сверло зажав в тисках. Вероятность порчи детали при этом уменьшается.
Крепежные детали. При механическом монтаже для крепления деталей широко используют винты, заклепки и т. п. Проводя механический монтаж, следует избегать непосредственного соединения разнородных металлов, так как иначе в месте их касания при попадании влаги образуются недопустимые гальванические пары, вызывающие усиленную коррозию. По этой причине шасси и заклепки рекомендуется делать из однородных или совместимых металлов. В табл. 3 приведены совместимые и несовместимые пары металлов.
Как разместить несколько переменных резисторов на небольшой панели. Размечая панель небольших размеров, иногда можно столкнуться с трудностью размещения на ней переменных резисторов. В этом случае резисторы можно установить в шахматном порядке в два «этажа» (рис. 21).
Таблица 3 - Совместимость металлов
Материал | Алюминий | Бронза | Дюралюминий | Латунь | Медь | Никель | Олово | Оловянно-свннцовые сплавы (припои ПОС) | Сталь нелегированная | Хром | Цинк |
Алюминий | С | Н | С | Н | Н | Н | Н | Н | С | Н | С |
Бронза | Н | С | Н | С | С | С | П | П | Н | С | Н |
Дюралюминий | С | Н | С | Н | Н | Н | Н | Н | С | Н | С |
Латунь | Н | С | Н | С | С | С | П | П | Н | С | Н |
Медь | Н | С | Н | С | С | С | П | П | Н | с | Н |
Никель | Н | С | Н | С | С | С | П | П | С | — | С |
Олово | Н | П | Н | П | П | П | С | С | С | — | С |
Оловянно-свинцовые сплавы (припои ПОС) | Н | П | Н | П | П | П | С | С | с | — | С |
Сталь нелеги- | |||||||||||
рованная | С | Н | С | Н | Н | С | С | С | С | С | С |
Хром | Н | С | Н | С | С | — | — | — | С | С | С |
Цинк | С | Н | С | Н | Н | С | С | С | С | С | С |
Обозначения:
С — совместимые пары; Н — несовместимые пары; П — совместимые при пайке, но несовместимые при непосредственном соприкосновении.
Рис. 21. Способ установки переменнцх резисторов на малой панели
Завинчивание винтов в труднодоступных местах. Существуют разные способы; которые можно применять в подобных случаях. Можно использовать, например, кусочек хлорвиниловой трубки с внутренним диаметром, равным диаметру головки винта. Один из концов трубки осторожно нагревают и надевают на отвертку так, чтобы второй конец трубки был чуть длиннее отвертки. Затем винт вставляют в свободный конец трубки, совмещая шлиц в его головке с концом отвертки, и производят завинчивание.
По другому способу винт удерживают на отвертке, покрыв шлиц винта и конец отвертки пластилином или битумом (можно использовать от гальванических элементов).
Стальной винт в труднодоступном месте можно ввернуть, используя намагниченную отвертку, которая будет удерживать винт на своем конце.
Если требуется ввернуть маленький болт или шуруп, можно воспользоваться, например, накладной пружинкой плакатного пера, надетой на отвертку. Маленькие винтики можно завинчивать также с помощью держателя цангового карандаша. Для этого нужно вынуть графитный стержень и цангой захватить головку винтика.
Наконец, для этой цели на стержень отвертки можно надевать простое приспособление, внешний вид которого приведен на рис. 22. Материал, из которого вырезается заготовка, должен быть упругим (фосфористая или бериллиевая бронза, твердая латунь, углеродистая сталь).
Как удалить сломанный винт. При монтаже и ремонте аппаратуры часто приходится удалять винты или шурупы, которые трудно «взять» отверткой. В подобных случаях головку винта или шурупа нужно предварительно нагреть электрическим паяльником. После прогрева винт или шуруп выходит легче.
Как вывинтить залитый краской винт. Головку залитого краской винта перед вывинчиванием следует прогреть мощным паяльником. От нагрева краска размягчается, а сам нагретый винт несколько расширяет отверстие, в которое он ввернут, что дает возможность вывертывать винт, не опасаясь испортить шлиц его головки.
Рис. 22. Приспособление для удержания винта на отвертке
Похожие материалы
- Механическая обработка изоляционных материалов
- Механическая обработка металлических изделий
- Обработка стекла
- Монтаж микросхем серии к155 накруткой провода
- Глава I - Мастерская радиолюбителя