Глава VII - Звукозапись и звуковоспроизведение
В настоящее время наиболее распространены два способа записи звука — магнитный и механический (грамзапись). Так как современная электроакустическая техника позволяет получить высокое качество звучания при использовании и первого и второго способов, а каждый из них обладает определенными, присущими ему преимуществами и недостатками, то оба способа следует рассматривать не как конкурирующие, а как взаимно дополняющие друг друга.
По устройству магнитофон, конечно, сложнее проигрывателя, но магнитофон является одновременно и записывающим и воспроизводящим аппаратом, а проигрыватель только воспроизводящим. Магнитная запись высокого качества может быть произведена и в домашних условиях, тогда как для высококачественной грамзаписи требуется специальное оборудование.
В отношении воспроизводящих систем оба способа записи имеют много общего. И первый, и второй дают возможность воспроизводить не только монофоническую, но и стереофоническую запись, а магнитный способ в некоторых случаях даже квадрофоническую. Для высококачественного воспроизведения записи в современных установках весьма широко применяются сложные акустические системы (моно-, стерео- и квадросистемы), состоящие каждая из нескольких отдельных громкоговорителей, работающих на разных участках звукового спектра.
Акустические звуковоспроизводящие системы современных высококачественных установок — преимущественно выносного типа, т. е. конструктивно оформлены в отдельных ящиках, соединенных с усилителем НЧ с помощью кабелей. Стереофонические установки содержат по два или три подобных громкоговорителя, разнесенных на определенное расстояние друг от друга. Мощность усилительных устройств, питающих эти установки, достигает в настоящее время десятков ватт, а по данным некоторых зарубежных источников приближается даже к ста ваттам.
Возникает вопрос — а действительно ли нужна такая мощность для комнатной установки? Ведь еще 10 — 15 лет назад считалось достаточным иметь на выходе несколько ватт, да и то с большим запасем. Чем объяснить такую тенденцию и из чего следует исходить, определяя необходимую мощность выходных усилителей?
Нет никакой необходимости доказывать, что в высококачественной звуковоспроизводящей установке действительно необходим определенный запас по мощности. Если с выхода мощного усилителя снимается, допустим, лишь одна десятая его максимальной мощности, то искажения как в самом усилителе, так и в акустической системе будут намного меньше, чем при максимальной мощности, а следовательно, повысится и качество звучания. Но повышать мощность усилителей следует, очевидно, в разумных пределах.
В последние годы появляется все больше «любителей» громкой музыки. Одни объясняют это желанием слушать оркестр с такой же громкостью, как в концертном зале, желанием добиться «естественности звучания», но забывают при этом, что динамический диапазон звучания оркестра при записи или передаче по радиоканалам неизбежно должен сжиматься, следовательно, естественность звучания при большой мощности неизбежно нарушается. Другие приводят, как правильно отмечено одним автором, самый неотразимый для некоторых радиолюбителей довод: «так делается за рубежом», Такое некритическое слепое подражательство может вызвать лишь удивление и досаду. Ведь не секрет, что некоторые зарубежные фирмы повышают выходные мощности не только из стремления улучшить качество звучания, но из чисто коммерческих целей — показать, что они делают то, чего нет у конкурентов.
Слишком высокий уровень громкости быстро утомляет слушателя, не говоря уже о том, что вредит слуху. Немалое значение имеет и тот факт, что звукоизоляция современных квартир не рассчитана на слишком высокие уровни громкости, поэтому работающая установка большой мощности создает для окружающих значительные звуковые помехи.
Велосипеды GT
Другой вопрос, относящийся к качеству звуковоспроизведения, — это вопрос 6 том, какой усилитель предпочтительнее — транзисторный или ламповый. Транзисторные.усилители по многим параметрам за последние годы сравнялись с ламповыми. Однако по качеству звучания, по «естественности» его, большинство специалистов все же отдает предпочтение установкам с ламповыми усилителями — это не общепризнанное мнение, но мнение большинства специалистов. Именно этим можно объяснить, что и сейчас, когда транзисторы получили широкое распространение в самой различной аппаратуре, в профессиональной технике продолжают использоваться ламповые усилители. В бытовой технике преимущественное распространение получили транзисторы, но и здесь, если речь идет об усилителях очень высокого класса, искушенные слушатели обычно отдают предпочтение ламповым усилителям. Чтобы улучшить качество звучания транзисторных установок, в последнее время в их выходных каскадах начали использовать мощные полевые транзисторы, характеристики которых близки к характеристикам ламповых триодов. Не исключено, .что, идя по этому пути, со временем удастся полностью сравнять качественные показатели ламгговых и транзисторных усилителей.
Похожие материалы
- Магнитофоны
- Транзисторный УМЗЧ на пути к совершенству.
- Тайны лампового звука
- Демпинг-фактор, мифы и реальность
- Хранение лент и грампластинок