Все про гитару и примочки к ней

12/08/2017 - 06:04

Cнятием" фонограмм наверняка занимаются практически все играющие музыканты. Многие просто часами просиживют у магнитофона, пытаясь воспроизвести нота-в-ноту соло своего любимого гитариста. Однако вся беда заключается в том, что некоторые пассажи "снимаются" очень тяжело в силу объективных обстоятельств. Во-первых, это может быть недостаточная практическая и теоретическая подготовка музыканта или слаборазвитый слух. Во-вторых, многие пассажи играются с очень большой скоростью, из-за которой ухо не успевает распознать отдельные ноты. В-третьих, даже маститые гитаристы иногда играют некоторые ноты не совсем точно, "смазывая" их или просто "подразумевая" (слегка обозначая). Еще совсем недавно единственным способом замедлить темп воспроизведения был способ "дедовский" - приходилось записывать пассаж на катушечный магнитофон на скорости 19, а затем воспроизводить его на скорости 9,5 (высота тона при этом понижалась ровно на октаву). Современные цифровые технологии, пришедшие на смену аналоговой аппаратуре, позволили обращаться со звуком более вольготно - произвольно варьировать скорость воспроизведения без изменения высоты звучания и наоборот - варьировать высоту звучания без изменения скорости воспроизведения.

Японская корпорация AKAI, являющаяся одним из лидеров в разработке сэмплерных технологий, производит подобное цифровое устройство под названием RIFF-O-MATIC U40, служащее для записи музыкальных фраз и последующем проигрывании их в другом темпе и/или в другой тональности.

Внешне U40 представляет собой небольшой, практически умещающийся на ладони легкий прямоугольный корпус. На верхней панели находятся органы управления устройством - кнопки записи и воспроизведения, индикатор уровня записи (состоящий из трех светодиодов) и кнопки режимов работы. Грамотное расположение органов управления и графический дизайн надписей делает работу с сэмплером интуитивно понятной; в руководство пользователя можно даже не заглядывать (кстати, оно составлено очень подробно и доходчиво).

На задней стенке устройства находятся разъемы для подключения всевозможных внешних устройств - LINE IN, INST.IN, LINE OUT, HEADPHONE и разъем питания (адаптер прилагается). Напряжение питания сэмплера нестандартное - 10,5 вольт, что связано, по всей видимости, с напряжением питания микросхем.

Также на задней стенке находятся два потенциометра - LINE IN LEVEL и OUTPUT LEVEL, регулирующие, соответственно, уровни входного и выходного сигналов.

Выключатель питания на устройстве отсутствует - при включении адаптера в сеть оно сразу готово к работе.

Фразовый сэмплер U40 предоставляет пользователю все основные функции, которые могут пригодиться при "снятии" какого-либо музыкального пассажа из фонограммы. Имеется возможность выбора частоты дискретизации сигнала, а соответственно, и времени записи. При 20 кГц время записи составляет 13 секунд, а при 10 кГц - 26 секунд. Следует иметь ввиду, что качество записанного сигнала сильно падает; ведь при таких частотах дискретизации верхняя граница его частотного диапазона не превышает 10 кГц (5 кГц). Записанный сигнал может воспроизводиться только в монофоническом режиме с тремя различными скоростями: оригинальной, 2/3 от оригинальной и 1/2 от оригинальной; естественно без изменения высоты тона. Впрочем, независимо от скорости воспроизведения высоту тона также можно подстраивать в пределах 6 полутонов вверх или вниз. Также введена точная настройка (+/-50 центов) для полного соответствия тональностей инструмента и музыкального отрывка.

В процессе работы с устройством имеется возможность остановки записи в любой момент времени, зацикливание любого временного промежутка записанной фразы, включение частотного фильтра (MID, LOW) для выделения того или иного участка звукового диапазона. Интересную возможность предоставляет граббер нот (NOTE GRABBER) - нажатие одноименной кнопки приводит к зациклинному воспроизведению очень короткого (в пределах нескольких сэмплов) участка звуковой дорожки. Таким образом, попавшая в этот участок нота как бы "застывает" и ее можно легко подобрать на инструменте. Многие музыканты огласятся, что при "снятии" скорострельного гитарного пассажа эта функция незаменима.

Несомненно полезная функция может реализоваться с помощью кнопки CONTINUOUS RECORD; аналогичная функция присутствует в MD-плеерах под названием "time machine". Суть ее заключается в том, что в буферной памяти устройства постоянно хранится последняя 2-секундная выборка входного сигнала. Поэтому, даже если вы пропустили начало пассажа, еще не поздно нажать кнопку записи - пассаж будет все равно записан целиком.

Для инструмента, на котором с вашей помощью происходит "подбирание" музыки, есть специальный вход - INST.IN, с которого сигнал подмешивается к записанному отрывку. При использовании наушников весь процесс происходит в практически полной тишине для окружающих!

Работа с цифровым сэмплером полностью аналогична работе с обычным магнитофоном. Источник (к примеру, CD-плеер) подключается к гнезду LINE IN и на нем воспроизводится требуемый музыкальный пассаж с одновременным включением кнопки NORMAL RECORD на U40. Перед этим регулятором LINE IN LEVEL выставляется уровень записи (контроль осуществляется по трехточечному светодиодному индикатору). При желании записать достаточно длинный отрывок необходимо предварительно нажать кнопку REC TIME x2; в этом лучае время записи увеличивается с 13 до 26 секунд.

Для реализации функции CONTINUOUS RECORD одноименная кнопка нажимается два раза - первый раз сэмплер переходит в данный режим, второй раз - записывает фонограмму, учитывая двухсекундный промежуток, прошедший до нажатия кнопки.

Остановка записи происходит автоматически, по истечению максимально отведенного на запись времени, или вручную - нажатием на кнопку PLAY/STOP. После этого записанный отрывок начинает автоматически воспроизводиться по кругу.

Если необходимо выделить в записанном отрывке какую-либо фразу, то это делается очень просто - в режиме PLAY в начале фразы нажимается кнопка SET LOOP/START,, а в конце фразы - кнопка SET LOOP/END. После этого выделенный участок воспроизводится в зацикленном режиме. Для стирания меток начала и конца петли обе кнопки нужно нажать одновременно.

Для того, чтобы изменить характеристику воспроизведения, кнопкой SELECT выбирается требуемый параметр (скорость воспроизведения, фильтр частот, полутоновая или центовая подстройка тональности), а кнопками UP и DOWN выставляются желаемые значения параметра. К сожалению, отслеживать по светодиодным индикаторам смещение тональности (как полутоновое, так и центовое) не представляется возможным; единственная информация, которую выдает устройство - это ее положение относительно оригинальной тональности - выше, ниже или совпадает.

Функцией NOTE GRABBER пользоваться совсем легко - достаточно нажать на кнопку один раз в нужном месте пассажа, и "захваченная" нота будет воспроизводиться в зацикленном режиме. Для того, чтобы "сграбить" следующую ноту, совсем не обязательно начинать все сначала. Достаточно перемещаться по фразе вперед или назад кнопками UP и DOWN - с каждым нажатием будет звучать следующая маленькая порция сэмплов.

При выключении устройства вся информация, записанная в него, естественно, теряется.

Достоинства: + небольшие габариты
+ функциональность
+ подробное руководство пользователя
Недостатки: - фиксированные скорости воспроизведения
- невысокое качество звучания
- отсутствие автономного питания

Несомненно, главным плюсом U40 является его назначение - помощь в учебных занятиях при анализе музыкального материала, записанного на фонограмме. Если бы устройство имело автономное питание, то ему вообще бы не было цены - появилась бы возможность вместе с плеером заниматься в любом месте - в поезде, дороге и прочих местах. Качество звучания сэмплера оставляет желать лучшего, однако эта характеристика не является доминирующей для этого типа устройств.

По-видимому, U40 имеет смысл приобретать музыкантам, которые пока не обзавелись компьютером, так как современные звуковые редакторы (SoundForge, WaveLab и пр.) позволяют проделывать те же операции с качеством и возможностями на порядок выше.


Fender Frontman 25R

Фирма Fender прекрасно известна всем гитаристам, как производитель знаменитых гитар, не нуждающихся в представлении. Не менее известна она и своими высококлассными "комбиками", на которых играют многие именитые музыканты. Но, помимо дорогих моделей комбоусилителей, Fender выпускает изделия и низкой ценовой категории для музыкантов с ограниченным бюджетом. Яркий пример тому - недавно появившаяся серия Frontman, из которой мы рассмотрим модель Frontman 25R, представляющую из себя транзисторный 25-ваттный двухканальный комбоусилитель, имеющий трехполосный эквалайзер и встроенный пружинный ревербератор.

Комбоусилитель имеет небольшие габариты и вес (чуть больше 11 кг), выполнен в стандартном черном цвете. На верхней стенке имеется ручка для транспортировки устройства. Очень часто в небольших комбоусилителях панель с органами управления находится в специальном углублении между верхней и задней стенкой; здесь же она размещается на передней стенке. Это является несомненным удобством, если комбоусилитель располагается высоко, но если он стоит на полу, то каждый раз приходится нагибаться, чтобы повернуть ту или иную ручку. Вся передняя стенка (за исключением панели управления) закрыта пластмассовой защитной сеткой, сквозь которую проглядывает десятидюймовая динамическая головка. В левом верхнем углу находится логотип фирмы. Задняя стенка наполовину открыта. На ней отсутствуют какие-либо разъемы или переключатели; все они вынесены на панель управления.

К несомненным достоинствам внутренней конструкции относится то, что к комбоусилителю прилагается принципиальная электрическая схема и схема размещения компонентов на печатной плате. Как известно, в нашей стране сервис-центров фирм-производителей музыкального оборудования можно пересчитать по пальцам, причем находятся они большей частью в Москве. Здесь же, в случае поломки, гитарист может починить комбик сам или с помощью приятеля-радиолюбителя, и прилагаемая схема сильно облегчит эту задачу.

С крайней правой стороны находится сетевой выключатель и рядом с ним - индикатор включения (красный светодиод). Левее можно увидеть три разъема типа "джек". К ним подключаются, соответственно, головные телефоны, внешние громкоговорители (сопротивлением не менее 8 Ом) и внешняя педаль переключения каналов. При подсоединении к комбоусилителю головных телефонов или внешней колонки внутренний динамик автоматически отключается.

                                             

С левого края находится входной разъем ("джек"), служащий для подачи гитарного сигнала на предварительный усилитель. Входное сопротивление усилителя составляет не менее 1Мом, номинальный уровень подаваемого напряжения - 100мВ.

Первый канал усилителя ("normal") предназначен для игры чистым звуком. В этом режиме ручкой "Volume" регулируется громкость звука, ручками "Treble", "Mid" и "Bass" - соответственно высокие, средние и низкие частоты сигнала. Второй канал ("drive") служит для перегрузки усилителя и включается при помощи белой кнопки "Gain Select" (дублируется ножной педалью "Foot Switch"). Включение канала индицируется горящим светодиодом красного цвета. В этом режиме ручкой "Gain" устанавливается уровень чувствительности входа усилителя, а ручкой "Volume" - громкость звука. Высокие, средние и низкие частоты регулируются так же, как и в предыдущем случае. Пружинный ревербератор работает постоянно и имеет только одну регулировку - "Reverb" (уровень реверберации).

Звучание комбика вполне соответствует его размеру. Трудно ожидать от таких габаритов и 10-дюймового динамика каких-то выдающихся характеристик. Тем не менее, низкие частоты, которые более всего зависят от объема колонки и размера диффузора, передаются на удивление глубоко и не "бубнят". Что касается общей картины, то создалось впечатление некоторой "плоскости" звучания и преобладания "середины"; впрочем при помощи эквалайзера эти дефекты можно легко исправить или замаскировать.

В режиме перегрузки можно услышать характерное транзисторное звучание, не особенно плохое и не особенно хорошее. При использовании этого режима рекомендуется предварительно "раскачать" гитарный сигнал какой-либо "примочкой"; это даст в плане получения оптимальной звуковой картины гораздо больше возможностей.

Пружинный ревербератор характеризуется стандартным для этого класса устройств призвуком и имеет не очень хорошее качество звучания. К сожалению, в комбоусилителе не предусмотрена кнопка выключения ревербератора, его можно отключить, только установив уровень реверберации на "0". Это иногда неудобно.

В описании приводятся четыре схемы установки регуляторов для получения различного звука с различными датчиками (у порожка и у грифа). Эти схемы помогут начинающим музыкантам сделать первые шаги в "отстройке" гитарного саунда.

В целом, комбоусилитель звучал так, как от него и ожидалось.

Достоинства: + прилагается принципиальная электрическая схема
+ невысокая цена
+ транспортабельность
+ возможности
Недостатки: - отсутствует кнопка отключения ревербератора

Frontman 25R хорош прежде всего как "домашний" или репетиционный комбик. До концертной эксплуатации его возможности явно не дотягивают, хотя в небольших клубах он может быть полезен. И, безусловно, свою цену он полностью оправдывает возможностями и звуком.


Все про гитару и примочки к ней

Похожие материалы